Эталон, этаж, Эрмитаж, этажерка, эскимо, эндокринолог, экран, )скадрон, эвкалипт, эгоизм, экипаж, экзамен, электрик, экономика, жспресс, энциклопедия, эпоха.

(Учитель открывает слова, записанные на доске, дети читают их несколько раз. Затем записывают под диктовку несколько слов: эскимо, экран, эгоизм, экипаж, экзамен, эпоха. Учитель объяс­няет значения слов, на которые укажут дети.)

— Как звали девочку, у которой была собачка Тотошка? (Элли из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение текстов на с. 58—59 «Азбуки». Работа с текстами: вы­борочное чтение, пересказ прочитанного по тексту «Поиграем в эхо».)

— Прочитаем диалог «Ох уж это эхо!», записанный на доске.

В кинотеатре есть экран? - Кран.

Вдаль умчит тебя экспресс? - Пресс.

Подъезжает экипаж? — Паж.

Вспоминаем эпизоды? — Оды.

В парке летняя эстрада? — Рада.

На перроне эшелон? — Он.

Есть глубинный эхолот? — Лот.

Кто же эхо то поймет? — Ймет.

— Значение каких слов вам неясно? (Тех, что говорит эх пресс, паж, оды, лот.)

— Давайте выясним их значение с помощью «Толкового ело варя».

— Прочитайте выразительно следующее стихотворение.

Эхо бродит по горам.

Эскимосы — по снегам.

Хлеб везут на элеватор.

Ямы роет экскаватор.'

Очень колется алоэ.

Поплыву я на каноэ.

Эскалатор есть в метро.

Запомнить это так легко!

А. Кочергина

— Что нового вы узнали из текста стихотворения?

— В Прописях на с. 25 на строке, где записано предложени «Поиграем в эхо», допишем: «Смех — мех».

— На следующей строке запишите: «Олень — лень».

— Здесь же запишите указательные местоимения «это», «эти», «этот».

(Работа в Прописях на с. 25: повторить правописание звонкой согласной на конце слова «этаж», безударной гласной в провероч­ном слове «этажи»; из слов составить предложение «В этом доме два этажа».)

VII. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

Работа над дикцией

Скороговорка:

Эскимо и два эклера Съели Павлик и Валера.

— Почему некоторые слова написаны в середине скороговор­ки с заглавной буквы?

— Стихотворение А. Кочергиной прочитаем хором.

С Аней мы поем дуэтом,

Коля хочет стать поэтом,

Эдик смотрит на экран - Что сейчас покажут нам?

— Найдите в стихотворении слова с буквой Э и разделите их на слоги.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

— С какой гласной буквой вы познакомились?

Домашнее задание

1. Вместе с родителями найти в словарях и других книгах слова с буквой Э.

2. Вместе с родителями собрать информацию о космосе, кос­мических ракетах, самолетах.



Урок 6 5. Чтение слов с Э

Задачи: дать учащимся представление об особенности исполь- ц жания гласной буквы Э (не пишется после согласных букв Ч, Ш, II Ж); совершенствовать навыки чтения; развивать фонематиче- | кий слух, речь, внимание.

Обучение УУД: умение различать истинное и ложное опреде­ление; определять основную идею текста; делить текст на части; taписывать по памяти много букв, слогов, слов.

Пропедевтика: письмо по памяти письменными буквами.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Сколько в русской азбуке гласных букв?

— Сколько гласных букв вы изучили?

— Сколько гласных звуков вы знаете?

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Что нового вы узнали о космонавтике? космосе?

— Для чего человек использует самолеты? (Они перевозят пассажиров, грузы; есть поисковые самолеты, самолеты на службе у сельского хозяйства, для геологической разведки; самолеты помогают рыбакам. Бывают очень большие и ма­ленькие самолеты. Есть военные самолеты, самолеты для морской разведки.)

IV.Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Какие слова с буквой Э вы нашли дома с помощью словарей и книг?

— Может, кто-то нарисовал к ним рисунки, чтобы показать, что означают эти слова? (Например:эвакуация, экология, эдельвейс,

экземпляр, экипаж, эскадра, экскурсия, экспедиция, экспонат экспорт, экстракт, элеватор, электробритва, элемент, эльф эра, этаж, этажерка, этикет, эфир, эффект, эшелон.)

— Почему иногда нам в слове слышится звук [э], а пишется буква £?

Сегодня вы узнаете об этом.

— Запишите в тетрадях строчные буквы э, х, ж, к, с.

— Напишите заглавную букву Э в Прописях на с. 26 и в рабо чей тетради.



— Проведите слого-звуковой анализ и запишите там же слона «Эдик», «Элла».

— Напишите в Прописях предложение. Выделите орфограммы

— Прочитайте слова, записанные на доске. Имена запиши в Прописях на с. 26 или в рабочую тетрадь.

Эдик Эдуард Эдвина Элеонора
Элли эклер электрик эвкалипт
экзамен эскалатор эстрада энергия
экономика экскаватор экскурсия экономика
электричка экипаж эскимо эльф
эму эфир эгоист экран

— Прочитайте текст (напечатан на карточках).

Экспедиция

Мой папа ме-те-о-ро-лог. Он изучает погоду на нашей планете Земля.

Скоро он отправится в экс-пе-ди-ци-ю на Северный полюс. Папа по­летит на вертолете. В экипаже их десять человек. Они все очень дружны.

После экспедиции папа пишет статьи в газеты и журналы об экзотике севера. Будет выступать по телевидению.

Экзотика - это необычные явления природы или предметы. Он при­возит с собой много интересных снимков. Их тоже печатают.

— Кем работает папа мальчика?

— Что он изучает?

— Куда он собирается отправиться в экспедицию?

— Что означает слово «экспедиция»?

(Значение слова надо посмотреть в «Толковом словаре рус­ского языка».)

— На каком виде транспорта отправится папа в экспедицию?

— Сколько человек отправится в экспедицию на Северный полюс?

— С какой целью папа мальчика отправляется в экспедицию?

— Что означает слово «экзотика»?

(Значение слова надо посмотреть в «Толковом словаре рус­ского языка».)

— Какую роль в жизни человека играет фотографирование?

— Предлагаю к следующему уроку организовать выставку фо­тографий тех мест, в которых вы побывали с родителями.

— Прочитайте текст J1 .Н. Толстого на с. 58 «Азбуки».

— О ком в нем говорится?

— Чем занята девочка Таня?

— Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?

— Для чего детям нужна грамота?

— Прочитайте стихотворение В. Берестова.

— Как бы вы его озаглавили? («Робот». «Электрический ро­бот». «Робот изучает морское дно». «Робот помогает чело­веку»'.)

— Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

Роботов создали для того, чтобы они выполняли часть работы ia человека.

— Нарисуйте, каким вы представляете робота будущего.

(Можно предложить детям вылепить робота из пластилина.

Учитель организует выставку работ.)

— Прочитайте текст на с. 59.

— Прочитаем его по ролям.

— Рассмотрите иллюстрацию под текстом.

— Где оказалась девочка?

— Почему вы решили, что она находится в лесу?

— Каких представителей животного мира она вспугнула своим шумом?

— Как вы думаете, кого она зовет?

— Как вы думаете, кто это в кустах? (Как думает девочка, это в кустах прячется другая девочка, которая ей вторит.)

Эхо - это звук, но не человек. Дети думают, что им отвечает кто-то живой. На самом деле это не так.

Угукало, агакало,

Аукало, и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось... {эхом).

— Прочитайте выразительно стихотворение под иллюстраци­ей на с. 59.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Составьте «лесенку», записанную на доске.

э** (эхо)

э*** {этаж)

э*** (экран)

э***** (эгомс/и)

э****** ^эластик)

— Найдите слова, которые спрятались в слове «эластик». (Л стык, ласт, лист, тик, кит, скит, так, эти, лик, аист.)

— Прочитайте текст в нижней части с. 60.

— Из какой русской народной сказки эти слова? {«Кот, пет) и лиса».)

— Кто помнит, какая беда приключилась в этой сказке с пе тухом?

— Почему это произошло?

— Можно ли без разрешения взрослых открывать окно и

двери посторонним? '

— Что может произойти?

Детям нельзя открывать чужим людям двери, если в доме н взрослых. Это может быть опасно для жизни и здоровья. Не в люди бывают добрыми.

— Прочитайте текст «Жучка» на с. 61.

— Что несла Жучка?

— Что она увидела в воде?

— Как поступила Жучка, увидев свое отражение с костью в воде?

— О чем этот рассказ? (О глупости и жадности.)

— К чему приводит жадность?

— Спишите предложения с доски, проговаривая их шепотом Я сел перед экраном телевизора.

Показали фильм про страуса эму.

Он быстро бегает.

(Проводится орфографическая работа по первому предложению.)

— Запишите слово «телевизор» в словарик.

— Какие слова спрятались в этом слове? (Звери, лев, зори, зев, роли, тело, лот, ели.)

— Посмотрите на ленту букв на с. 61 учебника. Остались ли пустые окошки на красном фоне?

— О чем это говорит? (Все гласные буквы и звуки мы изучили.)

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Почему гласных букв больше, чем гласных звуков?

— Какие правила написания некоторых сочетаний с буквой И вы знаете?

— А с буквой А какое правило вы учили? (ЧА пиши с буквой А.)

— Что вы знаете о написании букв И, Ы после буквы Щ

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Домашнее задание

11айти и принести изображения городов, деревень, достопри- мечательностей для выставки «Наша Родина».

Урок 66. Согласная буква Щ

Цели: познакомить учащихся с буквами Щ, щ\ совершенство- Ni i» навыки чтения, работы с текстом; развивать умение фанта­зировать, сопоставлять по сказкам вымысел и реальность.

Обучение УУД: умение планировать свою учебную деятель­ность на уроке.

Пропедевтика: понятие «технический прогресс».

Ход урока

t Включение в учебную деятельность

— Кто принес фотографии на выставку?

— Что можете сказать о нашей экспозиции «Наша Родина»?

— Кто любит путешествовать?

— В каких местах вам хотелось бы побывать с родителями?

— С какой новой буквой вы познакомились на предыдущих уроках?

— Какой звук она обозначает?

II. Актуализация знаний

— Что такое экскаватор?

— А что такое эскалатор?

(Учитель записывает слова на доске.)

— В чем заключается различие в написании слов «экскаватор» и «эскалатор»?

— Дайте характеристику звука [э].

— Прочитаем тексты на с. 58 «Азбуки».

(Учитель проводит конкурс «Лучший диктор», рассказывает о дикторе Ю. Левитане.)

— Прочитайте текст «Где обедал, воробей?» на с. 60 учебника.

— У кого в гостях побывал воробей? Перечислите. {У льва, лисицы, моржа, слона, журавля, носорога, кенгуру, медведя, крокодила.)

— Кто его встретил агрессивно?

— Теперь прочитаем отдельными предложениями, у кого он чем угостился.

— Запишите.

Словарные слова: обед, воробей, морковка, кенгуру, кроко;ц сперва, решетка.

Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением: зверей, моржа, водицы, слона, носорога, хвостатых, медведя, проглотил

— Найдите слова с буквой Е. Подчеркните их.

— На что указывает в них буква £? (На мягкость согласного звука и звук [э].)

— Какие слова обозначают одушевленные предметы?

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадал о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [щ]

— Рассмотрите картинки в красной рамке на с. 63 учебник Выделите новый звук из слов «щука», «лещ».

(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука, дает его характеристику.)

Вывод. Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий звук.

— Придумайте слова с новым звуком. {Клещ, щипцы, щетка щавель, щека, щедрость, щи, щуриться, щупать, щипать вращение, защелка.)

— Где спрятался звук [щ]?

овощи шербет щеки щетина

товарищи щеколда хрящи щебень

роща трещать чаща щит

ищет щипцы щеголь пищат

— Кто запомнит больше слов со звуком [щ]? (Текст JT. Яхнина.) У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет:

— Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет. Мышонок Миша советует:

— Смешайте щетину и щепотку соли.

А поросенок утверждает:

— Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

Ежонок не выдержал:

— Зубной щеткой надо зубы чистить.

2. Знакомство с буквами Щ, щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

— Сравните письменную строчную букву щ с печатной и за­пишите ее в Прописях на с. 27—28.

Какие буквы-родственницы есть у буквы Щ? {Буквы И, Ц, Ш.) Запишите слоги в Прописях на с. 27.

- Проведем звуко-буквенный анализ и запишем там же слово «щука».

(Учитель объясняет детям, что после буквы Щ никогда не пи- шется буква Ю.)

— Проведите звуко-буквенный анализ слова «щетка» и запи­шите его в тетради.

— Прочитайте с доски.

ща щавель то-ва-рищ

щу щука то-ва-ри-щи

щи плащи о-вощ

ще щепотка о-во-щи

щё щётка

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 63 учебника.

— Прочитайте слова в столбиках.

— Запишите в Прописях на с. 27 предложение «Ерш и щука — рыбы».

— Составьте слова из слогов, данных в Прописях на с. 27—28. {Щука, щегол, щенок, щека.)

— Спишите предложение, данное печатными буквами на с. 27, письменными буквами. Проведите орфографиче­скую работу.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 62 «Азбуки». Составьте по ней рассказ.

— Как зовут героя сказки?

— Что вы знаете о Емеле? {Он лентяй.)

— О чем мечтал Емеля, лежа на печи?

— Какие его мечты сбылись? {Ведра с водой заменил водопровод; сани сами должны возить дрова, а теперь перевозит трактор или машина; он к царевне ехал на печи, а теперь юноши ездят на мотоцикле или машине.)

Многие мечты человека сбылись благодаря техническому прогрессу. Чем быстрее развивается техника, тем легче стано­вится человеку. Технические средства позволяют опускаться в глубины морей, озер, океанов, летать и покорять космическое пространство. Машины моют и подметают улицы, пекут хлеб, изготавливают лекарства, ткут, вяжут. Без них современному че­ловеку не обойтись. Каждое поколение человечества изобретает что-то новое, движет технический прогресс вперед. Возможно, кто-то из вас создаст машины, которые будут передвигаться на небольшой высоте по воздуху. И тогда не будет аварий на доро­гах. (Учитель может предложить детям перечитать сказку о Емеле

и нарисовать иллюстрации о том, как мечты Емели претворились в жизнь.)

— Прочитайте скороговорки на с. 62 учебника. Подчеркни г сочетания ЩУ, ЩА.

Сочетай ья ЧУ и ЩУ Пишем только с буквой У.

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, крщту, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА иЩА

- Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча —

С буквой А и ЧА, и ЩА.

— Прочитайте правило в самом низу на с. 63. Что вы из нег узнали?

— Какую новую информацию вам нужно запомнить и применять при написании слов?

— Прочитайте слова на с. 63 вверху. Охарактеризуйте новый звук.

— Спишите в тетрадь слова с сочетаниями ЩУ, ЩА.

— Прочитайте еще раз правило. Запомните его.

— Какое аналогичное правило с буквой Чмы с вами ужо, знаем?

— Прочитайте стихотворение Г. Виеру. В каких словах ест буква Щ1

— Запишите эти слова в тетрадь.

— Проведите фонетический анализ слов: щука, щетка, ще­кочет.

— Прочитайте загадки про овощи на с. 64 учебника.

(Учитель может использовать муляжи овощей, попросить де­тей описать их.)

— Проведите слого-звуковой анализ слова «овощи».

(Следует обратить внимание детей на то, что после буквы Щ

не пишем Э, Я, Ю.

— На свободной нижней строке на с. 28 Прописей запиши­те предложение «Овощи — капуста, морковь, горох» под диктовку. (Учитель обращает внимание детей на то, что все слова в предложении — словарные.)

— Отгадайте слово.

1. Капризные сандалии Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки Сапожной строгой... {щетки).

2. У меня пропал носок,

Утащил его... (щенок).

Вы верно угадали слова «щенок» и «щетка». А сейчас про­читаем стихотворение С. Михалкова о том, что случилось со щеткой и непослушными щенками («Азбука», с. 65). Чем занимались щенки?

Так что же случилось со щенками?

А какие назначения могут быть у щеток?

Прочитайте еще раз это стихотворение. Найдите и подчерк­ните маленькие слова — предлоги.

Какую роль в слове играют предлоги? (Они служат для связи слов в предложении.)

Прочитайте это стихотворение без предлогов. Что измени­лось?

Выполните задания к стихотворению в учебнике. Прочитайте выразительно стихотворение И. Токмаковой. Логическое ударение ставьте четко.

Прочитайте еще раз, поставив логическое ударение в каж­дой строке на другое слово.

Какие слова с сочетанием ЩУ вы встретили?

Запишите их в тетрадь.

V Физкультминутка

Vi Продолжение работы по теме урока Прочитайте слова (напечатаны на карточках).
чадо чуб чищу щавель
чабан чувство свищу прочищать
чайка чугун тащу щадить
чайник чудо грущу просвещать
чалма чудак щупать замещать
чародей чудеса щуриться пищать
часы чудовище щука посещать
часик чулок щупальце
часть чучело щуплый
частица чужой щуренок
частокол чумазый
чашка чудный

— Как одним словом назвать все эти предметы?

• Капуста, помидоры, щавель, огурцы, шпинат, свекла, мор­ковь. {Овощи.)

• Плащ, клещи, щипцы, ящик, пальто, табурет. {Вещи.)


etap-1-rol-smi-v-gendernoj-socializacii.html
etap-1-zakreplenie-i-prorabotka-osnovnih-ponyatij-temi.html
    PR.RU™