Естествознание как раздел достижений человеческой культуры.

Предметом учебного курса «Концепции современного естествознания» является комплекс знаний о природе, тесно связанных и взаимообусловленных, рассматривающих природу как единое целое. В свою очередь знания о природе выступают как составная часть культурных достижений человечества. Дать определение – что такое культура достаточно сложно. Сегодня таких определений несколько сотен. Тем не менее, есть несколько утилитарное, но достаточно простое определение – культура это всё чего достиг человек за свою историю, определяющее его сегодняшний характер жизни и способствующее его дальнейшему развитию. Все достижения человечества (культуру) можно разделить на три типа: материальную, социальную и духовную.

Материальная культура – совокупность достижений человечества в сфере вещественно-энергетических средств бытия.

Социальная культура – система достижений человечества в сфере поведения людей. В нее входят разновидности этикета, правовой, светской, религиозной, нравственной, экономической нормативной деятельности.

Духовная культура – представляет собой систему знаний человека о природе (естественные науки) и о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государств, человечества (гуманитарные науки).

Несмотря на различие объектов и методов естественных и гуманитарных наук, они имеют некоторые общие закономерности развития. Сегодня усиливаются интеграционные процессы из-за общих методов исследования и, следовательно, возникновения связей между науками, в том числе и в сфере естественных наук.

Интеграционные процессы в современном естествознании сопровождаются образованием комплексов взаимодействующих наук на основе изучения одного объекта с использованием методов различных наук. В результате создаются общенаучные теории (квантовая механика, теория строения атома) и вырабатываются общенаучные понятия (энтропия, симметрия, система) и направления (синергетика). Интеграция знаний сопровождается образованием междисциплинарных наук, вбирающих в себя знания нескольких из них с образованием самостоятельных научных дисциплин (астрофизика, биохимия, биофизика т. д.). Особенно большую интегрирующую силу имеют такие общие науки как математика и философия.

Большой объем научных дисциплин дает обобщенную научную единую картину мира. Во времени, от древних греков по сегодняшний день, она существенно менялась. Сегодня выделяют три радикальных (революционных) изменения в истории естествознания. Часто эти революционные изменения называют по именам ученых сделавших наиболее значимый вклад в развитие новых концепций. Первую научную картину мира называют аристотелевской, вторую ньютоновской, а третью эйнштейновской.



Особенностью современной научной картины мира является ее эволюционность. До двадцатого столетия в классической науке доминировали взгляды, что любым природным системам присуща тенденция к деградации, к разрушению. В основании таких представлений лежали законы равновесной термодинамики, согласно которым перераспределение энергии имеет характер однонаправленного процесса, при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда нарастает, а система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие или полный хаос. Поскольку любая работа в системах в конечном итоге преобразуется в тепло, а оно рассеивается, то все процессы должны заканчиваться тепловой «смертью» (термодинамическим равновесием или хаосом). Однако окружающую нас природу мы можем видеть как ряд усложняющихся систем, что противоречит законам термодинамики. Следовательно, в природе возможны процессы не только разрушения, но и созидания, самоорганизации. Для решения вопросов причин, механизмов самоорганизации и самоусложнения систем сформировалось новое научное направление – синергетика.Здесь под самоорганизацией понимаетсяспонтанный переход от менееорганизованных систем к более организованным, от менее упорядоченных систем к более упорядоченным, к примеру, переход от неживой природы к живой. К объектам, способных пойти по пути синергетических преобразований, могут быть отнесены системы открытые, с точки зрения термодинамики, и неравновесные, т. е. находящиеся достаточно далеко от состояния равновесности. Сегодня мы говорим, что исторически развивающаяся Вселенная, все ее элементы произошли путем самоорганизации, т. е. все они развивались путем синергетических преобразований и им свойственен эволюционизм. А если это так, то синергетические преобразования природы это не исключение, а правило. В связи с чем, основная задача современного естествознания познать окружающий нас мир во всем его многообразии и механизмы его развития.



Методы научного познания.

После описательного этапа в развитии науки, который на первых порах проходили все естественные дисциплины, наступает время научного изучения окружающей нас действительности. При этом используется большой набор различных методов. В частности, становление физики как науки некоторые авторы соотносят со временем разработки Г. Галилеем экспериментального метода познания окружающего мира. К настоящему времени сформировалось специальное направление знаний (методология или учение о методах), занимающееся как изучением, так и разработкой методов познавательной деятельности. В целом, все методы определенным образом классифицируются, с выделением нескольких уровней.

Всеобщие методы.Выделяют диалектический и метафизический.Этообщефилософские методы.

Общенаучные методы.Среди нихчастовыделяют два уровня в научном познании,

эмпирический(наблюдение, эксперимент, измерение);

теоретический (идеализация, формализация).

Эти уровни не должны не отрываться друг от друга не противопоставляться, т. к. эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой, поскольку эмпирический уровень познания выступает как основа, фундамент любых гипотез и теорий. А теоретический уровень, формирующийся на эмпирических научных фактах, дает возможность продолжения эмпирического научного познания уже на новом теоретическом уровне знаний.

Частнонаучные методы–это методыконкретных наук, биологии, химии, астрономии и т. д., где используются все упомянутые выше методы, но в приложении к данной области знаний. В естественнонаучных дисциплинах, в частности, присутствуют наблюдение, эксперимент, измерение, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Частнонаучные методы связаны и с всеобщим диалектическим методом.


etalon-k-situacionnoj-zadache-152.html
etalon-otveta-k-rolevoj-situacii-3.html
    PR.RU™