Естественнонаучная, или сциентистская, парадигма в познании

Наука представляет собой особую сферу человеческой дея­тельности, функцией которой является выработка и теоретиче­ская систематизация объективных зна­ний о действительном мире. Как сфера человеческой деятельности наука сло­жилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естест­вознание. Две установки характерны для классического естествознания: цен­ность объективного и предметного зна­ния (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования).

Объективность познания мира, согласно положениям естест­вознания, достижима при условии, если из описания и объясне­ния исключается все, что относитсяк исследователю и процеду­рам его познавательной деятельности. Главной целью естество­знания провозглашалось построениеабсолютно истинной карти­ны мира, познаниеобъективных законов природы. Наука ориен­тирована на предметное и объектное исследование действитель­ности. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая ме­ханика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом ес­тествознании доминирующими. Свойства целого объекта полно­стью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяс­нение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления.

Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Ис­следователь занимал по отношению к объекту познанияпозицию извне, пози­цию незаинтересованного, беспристра­стного субъекта. Центральное место в естествознании отводилосьиндуктивно­му методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений или экспериментальных данных служило основанием для утверждения причин­ной связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила. Количество накопленного эмпирического материала определяло основательность вывода. Содержание знания приобретало единое для всех значение. Общезначимость явля­лась одним из критериев естественнонаучного знания.

Важным способом построения знания в естествознании яв­ляетсягипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперимен­те. Формулирование гипотез и их последующая опытная провер­ка составляет неотъемлемый атрибут естествознания.Проверяе­мость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности.



Естествознание ориентировано на выявлениеобщих зависи­мостей и законов, на построение типов, на подведение единич­ных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естество­знания. При построении типологии, классификаций, законов и т.п. широко практикуются математические, количественные ме­тоды обработки полученных данных. Основным критерием есте­ственнонаучного познания служит использование полученных результатов на практике.

В своем историческом развитии естествознание претерпело радикальные перемены. Философ В.С.Степин отмечает, что классическое естествознание развилось в неклассическое, а затем и постнеклассическое. Современное естествознание ориенти­ровано на междисциплинарные исследования; их объектом ста­новятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознание внесен принцип развития и историзма, оно отказывается от объяснительных схем жесткого детерминизма. Естествознание включает ценностные факторы в состав объясняющих положений.

Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет цен­ность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее на­блюдение и эксперимент, на принцип использования (“полезно­сти”) научных знаний. Основным типом деятельности ученого остаетсяисследование, направленное на выявление законов жиз­ни изучаемого объекта в данный момент, его “срез”. Субъект по­знания выносится за скобки познавательной деятельности. Сле­дование идеалам естественнонаучного познания (или “классиче­скому идеалу рациональности”) в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).

Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. При этом естественнонаучное изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений.Человек рассмат­ривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты при­роды, человек ставится исследователем под контроль ипревра­щается в источник информации. Для получения искомых зна­ний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п.



В процессе исследования ученый-естествоиспытатель акти­вен: он определяет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек — объект в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать дан­ной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, инфор­мировать о психических процессах, состояниях и т.п. Он сущест­вует отстраненно от исследователя, а последний изучает его бес­пристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтомуобъективный подход к человеку с позиций есте­ствознания не может полноценно изучать человеческую субъек­тивность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.


eta-limitirovannaya-forma-dejstvitelnosti-tipichna-tolko-dlya-dannoj-zakonodatelnoj-processii-ibo-predelnij-uklad-sovershenen-lish-v-sisteme-ierarhicheskogo-raspredeleniya.html
eta-programma-konvertirovaniya-vseh-mislimih-i-ne-mislimih-produktov-i-dostizhenij-civilizacii-v-stoimos-ti-segodnya-nosit-nazvanie-rinochnih-reform.html
    PR.RU™